Йоркширский терьер Суббота, 30.11.2024, 07:00
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Страхи и что с ними делать.
darlingbluz9547Дата: Среда, 14.09.2011, 19:35 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Репутация: 1
Статус: Offline
Как только наступают праздники, многие внешне вполне нормальные люди вдруг сходят с ума. Начинается массовое пиротехническое сумасшествие. И все бы ничего. Ну, пусть оторвет кому-то пальцы или выбьет глаз, ну, сгорят несколько квартир. Ведь это же сумасшествие, и оно, конечно, все оправдывает. Но вот беда, страдают не только люди, но и наши ни в чем не повинные друзья - собаки. Многие из них на эти несколько дней словно попадают в фильм ужасов и переживают свои кошмары на улицах наших городов и даже в квартирах.
Так, среднеазиатская овчарка моих соседей не вылезает из конуры вольера, кавказская овчарка знакомых умудряется залезть под кровать, а соседская борзая забирается в ванную и пережидает там пугающие ее звуки. Еще я знаю кобеля американского Стаффордшир-терьера, грозу местных собак, который, напуганный происходящим, скулит, прижимается к хозяину и писается.
Страхи, сформированные в эти дни, подчас становятся навязчивыми фобиями (фобия - это навязчивый страх, неадекватный ситуации) и преследуют наших питомцев всю жизнь. Эта статья, надеюсь, поможет вам избежать многих ситуаций, травмирующих собак, а если проблема боязни резких звуков уже возникла, то позволит облегчить ее разрешение.

Откуда берется страх?

На мой взгляд, абсолютно бесстрашных собак в природе не существует. Любая собака в определенной ситуации проявляет настороженность и боязнь. Многие наши питомцы совершенно не боятся собак, но очень скромно ведут себя по отношению к людям. Некоторые из них готовы вступить в борьбу с любым человеком, но с испугом сторонятся собак, даже маленьких. Другие представители собачьего племени не боятся ни людей, ни собак, но пугаются высоты, детей, ветврачей или выстрелов.
Боязнь и ее крайнее проявление - страх можно рассматривать как одну из форм реализации потребности в самосохранении (инстинкт самосохранения). Известны три основных варианта проявления этой потребности: активное нападение, пассивная оборона (когда животное, загнанное в угол, защищается с помощью агрессивных действий) и бегство.
Часто в ситуациях, которые вызывают у большинства щенков испуг или страх, у некоторых из них мы наблюдаем любопытство, выраженное исследовательское поведение или агрессию. Значит, норма реакции на одни и те же по силе раздражители у собак различна и определяется, прежде всего, врожденными особенностями их психики.

Прирожденный страх перед резкими звуками - «боязнь того, непонятно чего»

Во-первых, это может быть обусловлено повышенной врожденной болезненной чувствительностью органов чувств животного к определенному диапазону сигналов внешнего мира, которые мы и, возможно, большинство собак просто не воспринимаем. Собаки с такой восприимчивостью чувствуют себя лучше в деревне, нежели в условиях большого города.
Во-вторых, способ переработки внешних сигналов имеет наследственную патологию, что мешает собаке адекватно воспринимать происходящие события. В связи с этим она очень медленно адаптируется к любым изменениям в окружающей обстановке. Внешне это характеризуется проявлением беспричинного страха на значительное число различных раздражителей. Приводя параллель с человеком, можно сказать, что эти собаки не совсем нормальны.
Они «психопаты», характеризующиеся врожденным неадекватным поведением.
Перечисленные виды врожденной боязни резких звуков по внешним проявлениям очень похожи. Поэтому обозначим их под одним общим названием «боязнь того, непонятно чего».
Эти собаки еще в щенячьем возрасте (хотя их никто никогда не пугал) вдруг начинают проявлять беспричинный страх на резкие звуки и визуальные раздражители, а по мере взросления бурно и болезненно реагировать на все новое. Такое поведение с трудом поддается коррекции. Сложно научить данную собаку осознавать, что не всякая внешне пугающая ситуация несет реальную опасность. Трудность состоит еще и в том, что человек подчас не в силах понять, что именно пугает собаку, какие элементы «картинки» запускают механизм инстинкта самосохранения. На характер проявления этого инстинкта влияет и ряд других индивидуальных особенностей собаки, а также породная специфика. Собаки, склонные к проявлению беспричинного страха, внутри некоторых пород встречаются чаще.

Добавлено (14.09.2011, 19:33)
---------------------------------------------
Страх перед резкими звуками, сформированный посредством аффекта

Следующий вид формирования страха я называю «обучением через аффект», а собак с врожденной склонностью к его появлению - «впечатлительными» или «аффективными». Это одна из форм приспособления собаки к жизни - очень быстрая, но не всегда адекватная, адаптация. Преимущество этих собак состоит в том, что в состоянии легкого испуга они быстро, подчас на всю жизнь, запоминают опасную, с их точки зрения, ситуацию и соответственно корректируют свое поведение. Например, собаки, склонные к аффектам, легко отучаются от подбора пищи с земли. У них быстро формируются недоверие к посторонним людям, навык подзыва по команде.
Собаки, склонные к аффекту, в целом нормально реагируют на окружающий мир, но в состоянии сильного испуга очень легко впадают в состояние аффекта. К сожалению, чаще всего их страх связан не с тем, что их напугало, а с какими-то только им ведомыми факторами. В результате у животного формируется неадекватная поведенческая реакция.
Приведу пример. Однажды на моих глазах трехлетняя сука миттельшнауцера, чтобы отобрать корм у годовалой суки ирландского сеттера, напала на нее во время приема пищи. В результате сеттер стал бояться собственной миски. Пришлось срочно менять ее на миску, имеющую другую форму т размер. Особенно любопытно то, что у сеттера не появился страх перед миттельшнауцером.
У аффективных собак страх проявляется либо в виде агрессии, либо в виде бегства. Для «обучения через аффект» характерно жесткое закрепление модели поведения. Если в ситуации сильного испуга собака убежала, то впоследствии при возникновении схожей ситуации (с ее точки зрения) она всегда будет убегать, а если проявила агрессию и атаковала, то будет всегда нападать. Прогноз здесь не очень утешителен. Во время аффекта животное впадает в бессознательное состояние и неспособно себя контролировать. Его действия при этом стереотипны, и «достучаться» до сознания собаки крайне трудно. Внешне поведение собаки, находящейся в состоянии аффекта, напоминает поведение человека, находящегося под гипнозом. После «пробуждения» создается впечатление, что животное ничего не помнит.
Приведу пример:
Я знал одного кобеля колли по кличке Лаки, который, испугавшись выстрела, впадал в беспамятство и убегал от хозяина. Он совершал бег по огромной, относительно правильной окружности и при этом вел себя, как сомнамбула. И только очень сильные внешние раздражители могли вернуть его на землю. Помимо страха перед резкими звуками у этого колли во время акта дефекации наблюдалась агрессия на хозяина, стоящего рядом. Данная реакция была обусловлена тем, что из-за хронического воспаления анальных желез он во время дефекации испытывал острую боль и почему-то считал виновником человека, стоящего рядом, и поэтому кусал его.
Мне был знаком один кобель немецкой овчарки, который во время грозы впадал в состояние аффекта. При этом у него начинался приступ ярости. Так как он содержался на цепи и убежать не мог, то набрасывался на забор, кусты и с остервенением груз их. Собака кидалась и на человека, если тот оказывался рядом.
Следует подчеркнуть, что, проявляя в состоянии аффекта агрессивное поведение, собаки, придя в сознание, не помнят о своих «подвигах», и поэтому обижаться на них бесполезно.

Добавлено (14.09.2011, 19:33)
---------------------------------------------
Страх перед резкими звуками, сформированный посредством условно-рефлекторного обучения

Следующий вид страха перед громкими звуками формируется в соответствии с законами условного рефлекса по двум сценариям:
- «одноразовое» обучение под действием очень сильного, как правило, болезненного для собаки воздействия в сочетании с нейтральным сигналом;
- под действием многократных, не очень сильных, но не приятных воздействий в сочетании с действием нейтрального
сигнала. При этом часто наблюдается эффект суммации силы раздражителей.
Этот вариант обучения внешне очень схож со вторым. Но, в отличие от аффективного обучения, при условно-рефлекторном обучении у собаки сначала формируется боязнь вполне определенного сигнала (или обстановки), который легко вылечить. Собака не теряет контроля над своим поведением, т. к. находится в сознании. Помимо этого способы, с помощью которых животное избегает пугающей ситуации, могут быть весьма разнообразны, т. к. условный сигнал запускает эмоциональное состояние, а не жестко закрепленную программу поведения. Тогда как в состоянии аффекта животное не может себя контролировать.
Пример: собаку возле столба ударило током в дождливый день. После этого она стала бояться вполне конкретного столба (или определенного места). Однако она не будет шарахаться от любого столба или вертикально стоящей палки.
Следует отметить, что при возникновении третьего варианта боязни при определенных условиях круг внешних сигналов, вызывающих испуг, может расширяться за счет хорошо известного явления, получившего название «генерализация». Часто мы это наблюдаем в том случае, если воздействие было очень сильным, а сигнал, с которым собака связала это воздействие, не имеет четкой локализации в пространстве и достаточно часто повторяется, например, при возникновении у животного боязни выстрелов. Со временем такая собака может проявлять негативную реакцию не только на выстрел, но и на более слабые звуки: хлопок двери, выхлоп автомобиля или даже щелчок пальцами. Таким образом, собака начинает неадекватно реагировать на все большее количество внешних воздействий.

Страх перед резкими звуками, сформированный посредством осознаваемого научения

Четвертый вариант страха условно можно назвать «религиозным». Следует отметить, что собаки так же, как и люди, склонны анализировать события окружающего мира и, в зависимости от степени социализации животного и адаптации его к окружающей среде, реагировать на них более или менее адекватно.
В том случае, если щенок не в состоянии по-своему, по-собачьи, объяснить происходящее, то он ведет себя примерно так же, как и человек, впервые увидевший паровоз или самолет. Вспомните, как зарождались религии. Любые не объяснимые явления природы, особенно опасные (молнии, гром, шторм, землетрясения), порождали у людей религиозные страхи. Собаки тоже, оказывается, подвержены этому варианту страха. Часто они бояться не звуков салюта, ракет или петард, их сильно пугают вспышки света или иные явления, сопутствующие звуковым разрядам. Например, поведение других животных или людей, болезненные ощущения. По-видимому, в основе этого вида страха лежит способность животных к элементарной рассудочной деятельности.

Головотяпство

По не понятным для меня причинам на многих дрессировочных площадках адаптацию собаки к выстрелам путают с нормативной проверкой. Т. е. производят выстрелы сразу, как того требует норматив, без предварительной адаптации животных. В результате такой «проверки» отдельные собаки становятся психическими калеками и боятся громких звуков на протяжении всей жизни. Рекомендую избегать таких площадок. Если по каким-то причинам этого сделать не удалось, проводите активную адаптацию сами. Для этого, до того как будут произведены первые выстрелы, удалитесь от места занятий на значительное расстояние, а затем приближайтесь к нему вместе с собакой постепенно, как это описано в схеме адаптации № 2.

Добавлено (14.09.2011, 19:34)
---------------------------------------------
Здравый смысл показывает

Во время праздников, когда за каждым углом вашу собаку подстерегает «сюрприз» в виде одиночного выстрела петарды или ракетного залпа, собаку нужно выгуливать на длинном поводке, избегая мест наиболее вероятного применения пиротехники. Время прогулок следует скорректировать так, чтобы оно не совпадало с периодами обострения пиротехнического помешательства населения. Важно помнить и то, что даже в том случае, если ваша собака не боится резких звуков, эти правила лучше соблюдать. Ведь здравый смысл подсказывает, что все начинается когда-то впервые, в том числе и страх перед резкими звуками. Особенно важно соблюдение правил для щенков и молодых собак.
Удивительный факт, но большинство владельцев собак знают эти правила, хотя поступают наоборот. Возможно, ими движет любовь к научному эксперименту. Хочу их успокоить, практикой давно доказано, что только в Москве за период новогодних праздников теряется несколько сотен собак, лишь единицы из них возвращаются домой. Однако если вы все же решите продлить эксперимент со своим любимцем, то хотя бы прикрепите на его ошейник пластину с выгравированным телефоном и обещание вознаграждения.

НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ АДАПТАЦИЯ

По данным Лорны и Раймонда Коппингер, специалистов по поведению животных, у одних пород собак «период страхов» перед всем новым и неизвестным начинается в возрасте 1,5-2 месяцев, тогда как у других не ранее 2-2,5 месяца. В этот период большинство щенков становятся крайне пугливыми, и тогда их особенно легко напугать каким-нибудь новым раздражителем. В этом возрасте они настолько впечатлительны, что резкий звук, удар грома, вспышка молнии, поездка на автомобиле или другое новое явление могут вызвать у них сильное психоэмоциональное потрясение. Страх, невольно сформированный в это время, может остаться с собакой на всю ее жизнь - детские впечатления очень сильны.
Вот почему оптимальный возраст собаки для адаптации к окружающему миру находиться в диапазоне от 1,5 до 2 месяцев. В этом возрасте щенки практически лишены страха перед всем новым. Поэтому они легко осваивают многое из того, что потом, в более позднем возрасте, дается им с трудом. Из этого следует, что адаптацию к громким звукам надо начинать как можно раньше.
Особенно эта рекомендация касается пород, среди которых часто встречаются собаки, боящиеся громких звуков.
Важно помнить, что описанные варианты страха могут существовать отдельно друг от друга, но могут быть и тесно переплетены между собой. То есть у одной собаки может быть только один вид страха, а у другой - комплексный страх. Поэтому при лечении любого из описанных выше видов страха надо применять комплексный подход.
Особенно следует отметить, что возникновению страха громких звуков способствуют поздняя социализация животного и адаптация его к окружающей среде, а также наследственно обусловленные предпосылки.

ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ

Своевременная адаптация или ее моделирование

Обычно ветеринарные врачи рекомендуют выводить щенка на прогулку после проведения полноценной вакцинации, и я с ними абсолютно в этом согласен. Однако иногда вакцинация настолько затягивается, что начало прогулок совпадает с началом периода страха у щенка. Как быть в этом случае? На мой взгляд, проблему можно решить за счет моделирования прогулки.
Пока щенок еще очень маленький, его можно выносить на руках или в сумке, предварительно приучив к нахождению в ней. Если ему не сделаны необходимые по возрасту прививки, то гуляя с вами на руках (в сумке), он не должен общаться с другими собаками и людьми. Избежать этого очень просто. Нужно запретить посторонним людям его гладить, не подпускать к собакам и не опускать на землю.
Однако вы с ним можете посетить шумные и людные места: рынки, вокзалы, входы в метро, подземные переходы. Если вы опасаетесь носить его по улице, пусть хотя бы «погуляет», сидя у вас в автомобиле, посмотрит на окружающий мир.
Даже очень короткие поездки с собакой в новые шумные места очень помогут ему в адаптации к взрослой жизни. В целом прогулка должна быть короткой: 10-30 минут.
Хочу напомнить, что поскольку за здоровье собаки отвечают ее хозяин и ветеринарный врач, ее курирующий, то мой совет надо воспринимать как пожелание. Имеет смысл также посоветоваться с опытным инструктором. Он, протестировав щенка, может уточнить степень риска возникновения у него тех или иных фобий. Не у всех пород собак период страха совпадает с указанным выше диапазоном возрастов, а у некоторых щенков за счет индивидуальных особенностей характера он практически отсутствует.

Добавлено (14.09.2011, 19:34)
---------------------------------------------
Активная адаптация

Если вы предполагаете, что ваша собака часто будет слышать громкие звуки салюта или выстрелы (охотники), то именно в раннем возрасте (1,5-2 месяца) лучше всего приучать ее к ним. Не надо ждать дней, когда со всех сторон будет звучать канонада праздничного салюта, лучше принять предупреждающие меры. Возможны две схемы активной адаптации собаки к выстрелам и другим резким звукам. В зависимости от ваших возможностей вы можете воспользоваться ими по отдельности или обеими сразу.

Схема адаптации № 1

Сначала на разнообразные громкие звуки у собаки вырабатывается пищевой или игровой условный рефлекс. Чтобы этого добиться, нужно после резкого звука сразу дать ей кусочек корма или предъявить игрушку для игры, и так повторить много раз подряд.
В качестве источников резкого звука можно использовать различные варианты хлопков (в ладоши, книга об книгу, мышеловка), а также выстрелов. Для адаптации к выстрелам используют различные варианты пистолетов (детские, стреляющие пистонами, стартовые, газовые). Выстрелы нужно производить на улице и сначала с большого расстояния, так, чтобы выстрел воспринимался как отдаленный хлопок. На этот хлопок формируют у собаки позитивную условную связь. При введении нового типа хлопка или выстрела расстояние до собаки увеличивают. Это связано с тем, что каждый новый звуковой раздражитель имеет свой спектр звуковой волны, и, казалось бы, одинаковый по силе звук может напугать щенка.
В начале активной адаптации к выстрелу обучение проводят в дневное время суток, а выстрелы должен производить другой человек. По мере упрочения условно-рефлекторной связи животное приближают к выстрелам, следя за его поведением. Если наблюдаются симптомы испуга, то дальнейшее приближение к источнику звука следует прекратить, а собаку отвлечь пищей или игрой и вывести из этой зоны. Затем надо сменить место занятий и вернуться на «шаг назад», т. е. поработать на другой звук, который не вызывает у щенка испуга. Звук, который спровоцировал испуг, на этом занятии лучше больше не использовать. После восстановления эмоционального состояния собаки занятия желательно прекратить на 2-3 дня. При последующих применениях работать с этим звуком на большом удалении и 2-3 занятия не подводить щенка на то расстояние, на котором у него проявился страх. Не следует излишне спешить и усердствовать в наращивании числа сочетаний и интенсивности звука.
Количество производимых подряд слабых хлопков ограничивают 8-10, а при увеличении интенсивности сначала резко сокращают до 1-3, а потом постепенно снова увеличивают. В период этой работы увеличивают время от произведенного резкого звука до момента подкрепления от 1 до 10 секунд. А также вводят случайное подкрепление, т. е. дают лакомство не после каждого произведенного выстрела или хлопка.

Схема адаптации № 2

Выезжают в район стрелкового тира, где выстрелы отчетливо слышны, а громкость их можно дозировать, постепенно к ним приближаясь, а при необходимости, отдаляясь. Во время таких прогулок, будь то шумное и людное место или район тира, нужно внимательно наблюдать за поведением щенка. Если вы увидите, что ваш питомец чего-то испугался, сразу дайте ему кусочек корма. Так повторите несколько раз, после чего нужно выйти из враждебной для собаки зоны. После короткой паузы снова туда направьтесь. Но, не доходя до места, где его что-то напугало, вновь дайте ему кусочек корма и снова выйдите из «опасной» зоны. Потом снова вернитесь и так повторите несколько раз подряд. Скоро вы увидите, что симптомы проявления страха исчезнут совсем или настолько ослабнут, что вы сможете приближаться к месту или предмету, напугавшему собаку, значительно ближе.
У вас нет задачи за один раз адаптировать щенка к пугающему фактору. Поэтому, как только очевидный испуг закончится, сразу прекратите занятие. Для того чтобы такие занятия были успешными, перед прогулкой не надо кормить щенка, он должен есть лакомство с жадностью.

Добавлено (14.09.2011, 19:35)
---------------------------------------------
ЛЕЧЕНИЕ СТРАХА

Комплексная схема по устранению страхов

Работа по переделке значимости условных раздражителей

Как может выглядеть схема занятий по устранению боязни, выстрелов и взрывов? Сначала необходимо расширить спектр звуковых раздражителей. Найти такие, которые практически не вызывают реакцию испуга, и связать их с позитивными подкреплениями: пищей, игрой, лаской. Начинать следует с выработки у собаки положительной реакции на щелчок, хлопок в ладоши, удар книгой по столу. После каждого, сначала нейтрального, а потом и неприятного звукового воздействия собака должна получать положительное подкрепление.
Если животное склонно к игре с предметами, то позитивное подкрепление можно построить и на этом: после хлопка в ладоши хозяин достает из кармана любимую игрушку (лакомство) и предлагает собаке.
Это упражнение необходимо выполнить в разных условиях: в квартире, на улице, в подъезде, днем, вечером.
Постепенно диапазон звуковых воздействий следует расширять, чтобы перекрыть как можно более широкий спектр звуков, с которыми собака может столкнуться в жизни. Для этого следует использовать различные имитаторы шума ( детский револьвер, стреляющий пистонами, стартовый пистолет и пиротехнику), начиная со слабых звуков, лишь слегка напоминающих пугающие. Необходимо добиться, чтобы в ответ на слабые пугающие раздражители собака демонстрировала либо пищевое, либо игровое поведение.
Следует помнить, что при выполнении любых упражнений нужно менять условия. Место, время суток, характер звука, помощники - все должно быть разнообразно. После нескольких тренировок полезно менять характер звука, постепенно приближая его к тому, который первоначально вызвал испуг.

Формирование зоны безопасности рядом с дрессировщиком

Параллельно с выработкой положительной реакции на звуковой раздражитель желательно проводить дрессировку по послушанию. Независимо от условий, в том числе и в пугающих ситуациях, от собаки добиваются неукоснительного послушания и сохранения самообладания посредством принуждения, формируя тем самым альтернативное поведение.
Ведь собака не может, выполняя команду хозяина «Ко мне!», одновременно убегать от него.
При этом стараются выработать у животного устойчивый навык: при испуге собака должна подойти к хозяину и попросить у него игрушку или пищу. В начале работы к этому подталкивает команда «Ко мне!», которая на тренировках подкрепляется рывками длинного поводка (они должны постепенно усиливаться). А затем уже и сам по себе резкий звук служит аналогом команды подзыва. Собака в результате дрессировки должна понять, что избежать неприятных воздействий можно только рядом с владельцем. Вторым стимулом служит понимание животным того, что за неприятным звуковым воздействием последует вознаграждение от хозяина.
Именно комбинация этих двух методов, приводящих к формированию в непосредственной близости от хозяина безопасной, эмоционально-положительной зоны, делает управление собакой в стрессовой для нее ситуации более надежным. Самое главное в таких условиях - вернуть собаку «на землю», создать такой силы конкурирующие мотивации (желания: поесть, поиграть, избежать неприятностей), которые способны пересилить реакцию испуга (страха).
Необходимо заранее хорошо отработать несколько дисциплинарных навыков: «следование на поводке за дрессировщиком», «движение рядом» на поводке и без поводка, «подзыв по команде». Собака должна четко исполнять эти навыки в сложных условиях, на фоне различных отвлекающих факторов.

Добавлено (14.09.2011, 19:35)
---------------------------------------------
Формирование у собаки инструмента по борьбе со страхом

Следующим шагом в подавлении нежелательных страхов может быть введение активной формы борьбы собаки со своим
страхом.
Для собак, имеющих вкус к борьбе, можно рекомендовать следующий метод.
Сначала, перед тем как дать собаке возможность потрепать реального или воображаемого противника, производят различные по тональности резкие звуки, не вызывающие испуга у собаки (хлопок мышеловки, пистоны детского револьвера, хлопок лопнувшего шарика). Т. е. одиночный хлопок является сигналом нападения на противника.
Затем можно применить специальную дрессировочную плетку, с помощью которой дрессировщик воспроизводит резкие звуки, напоминающие выстрелы. Отобрав предмет, собака тем самым прекращает неприятные ей звуки. Очень скоро животное понимает, что с источником пугающего звука можно бороться и «победить» его.
Можно в дрессировочном рукаве или куске шланга большого диаметра поместить надутый воздушный шарик. После хлопка собака должна отбирать рукав (перед тем как проводить такую работу, у собаки формируют желание бороться рукавом). Первоначально в эту игру может играть как фигурант (инструктор), так и хозяин собаки. В последующем с собакой играет только хозяин. У него всегда должен быть при себе тот заменитель воображаемого противника (отрезок шланга, жгут с ручкой, мяч на веревке), который собака будет атаковать в случае испуга. Для собак, любящих играть с мячами может быть эффективен «метод воздушных шариков». Суть его состоит в том, что собаке предлагают играть с шариками различной степени надутости. В зависимости от силы накачивания шарик при повреждении его зубами будет издавать более или менее резкий звук, напоминающий выстрел. Постепенно от игры к игре шарик накачивают все сильнее.

Борьба со страхом, обусловленным аффективным обучением

Страх, обусловленный аффективным обучением, вряд ли удастся устранить полностью, но можно помочь собаке бороться с ним. Для этого необходимо ускорить процесс возвращения вашего питомца «на землю», т. е. переход из состояния «аффекта» в сознательное состояние. Для этого в момент испуга (а лучше чуть раньше) животное заставляют в очень быстром темпе выполнять освоенные им ранее дисциплинарные навыки. Хороший результат дает движение за дрессировщиком на длинном поводке по ломаной линии («следование»), а также движение рядом с дрессировщиком. Другими словами, как только вы услышали звук выстрела, а состояние аффекта у собаки еще не запустилось, бегите с ней очень быстро (сломя голову) и заставляйте при этом исполнять прием «следование» или навык «движение рядом с дрессировщиком». Двигаться надо всегда в направлении, прямо противоположном от избранного собакой. Собака должна следовать за вами по ломаной линии в заданном темпе. Для того чтобы этого добиться, произведите серию нарастающих по силе рывков поводком в направлении, избранном вами. Собака под воздействием рывков должна сама изменить направление движения и двигаться за вами на провисшем или слегка натянутом поводке. Вот почему важно после каждого произведенного рывка поводок ослабить. Заставляйте животное двигаться вашим темпом, часто меняя направление. Это поможет собаке быстрее «включить мозги» и прийти в себя. По мере выхода собаки из аффекта темп движения замедляют и начинают ей предлагать любимое лакомство или игрушку. Если собака адекватно реагирует на ваши перемещения или вдруг берет лакомство (игрушку0, значит, вы на правильном пути. Важно помнить и то, что защита от аффекта у собаки может проявляться также и в форме агрессии. Поэтому начинать работу надо на длинном поводке (длина не менее 5 метров), т.е. с приема «следование», а не с движения «рядом» и под руководством инструктора.

Борьба с прирожденным страхом перед резкими звуками

Прирожденный страх перед резкими звуками («боязнь всего, что непонятно») с трудом поддается коррекции. Однако можно попробовать его ослабить, применяя описанные выше схемы, подобрав для собаки какую-либо оптимальную комбинацию из них.

Добавлено (14.09.2011, 19:35)
---------------------------------------------
Что делать, если собака испугалась

Если собака во время прогулки испугалась громкого звука и пытается сбежать домой, то вы должны помешать ей. Иначе эта порочная линия поведения может прочно закрепиться, и борьба со страхом усложниться. Используя навык подзыва по команде, прием следования, а затем и навык «движение рядом» по команде, объясните своему питомцу, что во время прогулки зона безопасности находится только рядом с хозяином. Увести собаку домой можно только после того, как вернется послушание. Однако, заставляя собаку исполнять приемы послушания, нужно максимально удалиться от источника напугавших ее звуков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципиальная схема устранения нежелательной реакции испуга примерно одинакова. Процесс этот довольно долгий и трудоемкий. Здесь нельзя спешить и надеяться, что все будет исправлено за 4-5 занятий. Но при грамотной консультации специалиста владелец способен большую часть приемов отрабатывать самостоятельно. Точные рекомендации можно дать только в том случае, если инструктор хорошо изучил поведение собаки. Помощь квалифицированного инструктора также необходима для формирования у владельца стиля управления собакой в сложных ситуациях. При возникновении боязни выстрелов следует также обратиться к ветеринарному врачу. Ведь правильный подбор препаратов, ослабляющих страх, повысит эффективность описанных выше схем.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024